Мировая премьера состоялась 2 июня 2017 года в Воронежском государственном театре оперы и балета.
«Родина электричества» – первая и до настоящего времени единственная опера, написанная по произведениям писателя Андрея Платонова. Символично, что её мировая премьера состоялась в Воронеже – городе, где родился и долгое время жил Андрей Платонов, на сцене Воронежского государственного театра оперы и балета.
Композитор Глеб Седельников (1944-2012) написал не только музыку, но и либретто для этого произведения. В основу сюжета легли рассказы «О потухшей лампе Ильича», «Родина электричества», «Афродита», «Сампо», а также другие повести, рассказы и сказки писателя. В оперу включены фрагменты из брошюры Платонова «Электрификация». В прологе использованы подлинные тексты некоторых молитв, обязательно входящих в крестный ход о дожде.
Дирижёром-постановщиком спектакля выступил главный дирижёр театра, заслуженный деятель искусств РФ Юрий Анисичкин. Он ещё при жизни композитора Седельникова получил партитуру «Родины электричества» из рук автора, и с того времени у него возникло желание показать оперу на воронежской сцене. Постановку спектакля осуществил известный драматический режиссёр Михаил Бычков – художественный руководитель Платоновского фестиваля искусств и Воронежского Камерного театра. Декорации к «Родине электричества» создал постоянный соавтор Бычкова – заслуженный художник России Николай Симонов (Москва).
Впервые «Родина электричества» была исполнена на открытии VII международного Платоновского фестиваля искусств. В 2017 году Платоновфест открылся полотном, повествующим о событиях, происходящих в маленькой деревне Рогачёвке под Воронежем, и связанных с биографией писателя, чьё имя фестиваль носит. Платонов сам участвовал в строительстве электростанции в Рогачёвке, и отразил свои наблюдения в рассказе «О потухшей лампе Ильича». Его ранняя проза, пронизанная революционным духом ожиданий перемен в жизни народа, была переосмыслена композитором. С высоты минувших лет в XXI веке авторы спектакля добавили своё понимание этой истории, открыли дополнительные смысловые грани. В итоге получился рассказ о России, о непростой жизни простых людей, об их устремлениях к новому миру, обретениях и потерях. И не смотря на то, что в финале электростанция, принёсшая свет новой жизни в темную Рогачёвку, сгорает на пожаре, устроенном классовыми врагами кулаками-вредителями, надежда и вера в собственные силы, в добро, «вечно побеждающее», остаются с главными героями оперы.
Музыкальный язык оперы необычен, полон диссонансов и даёт толчок к развитию действия, в котором органично сплетаются лирика, философия и некий гротеск. Особо впечатляет художественное оформление постановки, выполненное в духе русского авангарда XX века. Помимо Николая Симонова над визуальным рядом спектакля работали ещё два московских художника: Юлия Ветрова – художник по костюмам и Иван Виноградов – художник по свету. Эффектное мультимедийное оформление спектакля выполнил Алексей Бычков.
«Родина электричества» – спектакль, который невозможно сравнить с какой-либо репертуарной постановкой Воронежского театра оперы и балета. Это отдельное, целостное, энергетически наполненное и ни на что не похожее произведение. Театр успешно освоил новый для себя современный музыкальный материал и подготовил проект, который к тому же приурочен к 100-летию Революции 1917 года в России. По словам режиссёра спектакля Михаила Бычкова в постановке отражены рождение надежд, стремление к счастью, человеческий порыв, который, может быть, сопровождал начало нового исторического периода, последовавшего за Октябрём, а затем – крушение этих надежд.
В 2018 году спектакль участвовал в фестивале спектаклей-номинантов на Российскую Национальную театральную Премию «Золотая Маска». Опера была заявлена на Премию по 6-ти номинациям: «Опера/спектакль», «Работа дирижёра», «Работа режиссёра», «Работа художника», «Работа художника по костюмам», «Женская роль».